Мы водку ведрами не покупаем!!!
Вот.
Известное, но от этого не менее интересное
читать дальшеАлкогольные напитки многолики – это и “смазка” при социальном общении, и почти непременная часть застолья, и обязательный компонент изысканных приемов, и превентивное лекарство в отношении кардиоваскулярной системы организма, и безжалостный разрушитель здоровья, при неумеренном употреблении. А также наиболее известный афродизиак.
Безусловно, природные процессы приводили к образованию алкоголя – посредством ферментации – в течение миллионов лет. Дрожжи усваивают сахар, производя энергию для своего метаболизма, и образуют этиловый спирт как вторичный продукт. Яблоки и другие фрукты “бродят”, приводя к образованию спирта в своей массе, и, несомненно, древние люди должны были обращать внимание на странное поведение некоторых животных и птиц, вкусивших этой массы. Да и сами древние люди наверняка распробовали забродившие сладкие плоды, и нашли свои ощущения довольно своеобразными. Кто-то непременно должен был быть достаточно заинтригован этими ощущениями, и попытался воспроизвести экперимент в “домашних условиях” позднего каменного века. Эти первые энологи и их ученики, надо полагать, и составили первые протоколы и рецепты изготовления браги. Метод был крайне прост – оставить сладости, такие, как фрукты или мед, на срок дольше обычного, и полизывать или посасывать для контроля, пока не будет достигнут пьянящий эффект.
Это – брага. Для создания пива - из крахмалистых растений – необходимо было дождаться некоторого развития сельского хозяйства. Плодородные дельты рек в Египте и Мессопотамии давали обильные урожаи ячменя и пшеницы, которые составляли основной рацион землепашцев, хлеборобов и воинов древних цивилизаций. Идея ферментации зерна в разбавленный спирт была только вопросом времени. Как и подобная идея направленной ферментации винограда. Как бы там ни было, еще перед началом третьего тысячеления до новой эры египтяне и вавилоняне пили пиво, изготовленное из пшеницы и ячменя.
Женщина-пивовар, наклонившаяся над чаном для выжимки ячменя
Не исключено, что вино было создано еще раньше, и здесь тоже не обошлось без направленой селекции фруктов и винограда. Дело в том, что фруктовые, в том числе виноградные соки “дикого” происхождения содержат слишком мало сахара для успешной ферментации, но селекция винограда и соответственно повышение его сладости неминуемо вела к виноделию. Похоже, что впервые сладкий виноград “винного” качества был создан там, где сейчас находится Армения, и создан был примерно за 6000 лет до новой эры.
Создание и развитие сельского хозяйства и соответствующее накопление продуктов вело к появлению мест компактного проживания населения, а именно поселков и городов. В связи с этим возникла проблема снабжения населения свежей питьевой водой. Эта проблема так и осталась в целом почти нерешенной до 19-го века, уже нашей эры. Учитывая санитарные условия тех времен, которые скорее можно назвать антисанитарными, можно легко догадаться, что вода была загрязнена – вскоре, или даже с самого начала заполнения ею соответствующих емкостей, и пить ее было небезопасно для здоровья и в итоге для жизни. Можно только догадываться, сколько жителей городов и прочих населенных пунктов того времени расстались с жизнью, попив воды, которую считали питьевой. Это количество наверняка было огромным, поскольку даже сейчас число случаев дизентерии и инфекционных заболеваний в разных местах планеты время от времени вспыхивает как результат сбоев в доставке чистой питьевой воды.
Вот почему люди на протяжении тысячелетий утоляли жажду пивом и вином. Особенно это относится к длительным переходам по пустынным территориям, и к мореплаванию. Христофор Колумб пересек океан, имея на борту питье исключительно в виде бочонков с вином. Пилигримы высадились на Плимутской скале потому, что у них на борту закончилось пиво, и они не могли продолжать вояж. Среди наиболее востребованных профессий у колонистов были пивовары.
Если говорить об истоках виноделия, то оно, судя по Ветхому Завету, восходит к девятому поколению от Адама, а именно к Ною. Вот чем занялся Ной, только вышедший из своего ковчега:
Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
и выпил он вина, и опьянел (Бытие, 9:20)
А потом пошло-поехало:да и близкие к ним, даже до колена Иссахарова, Завулонова и Неффалимова, привозили все съестное на ослах, и верблюдах, и мулах, и волах: муку, смоквы, и изюм, и вино, и елей, и крупного и мелкого скота множество, так как радость была для Израиля (Первая книга Паралипоменон, 12:40).
и роздал всем Израильтянам, и мужчинам и женщинам, по одному хлебу и по куску мяса и по кружке вина (там же, 16:3)
И вот древосекам, рубящим дерева, рабам твоим, я даю в пищу: пшеницы двадцать тысяч коров, и ячменю двадцать тысяч коров, и вина двадцать тысяч батов, и оливкового масла двадцать тысяч батов (Вторая книга Паралипоменон, 2:10)
А что насчет питьевой воды в Библии? Она упоминается только в связи с природными источниками. Рядом со словом “вода” обычно стоит “колодезь”, или “источник воды в пустыне”. Воду из источника набирают в мехи, и немедленно пьют. Водой еще омывают ноги, но это уже другое.
В дальних переходах пьют не воду, а вино:
И сказал царь Сиве: для чего это у тебя? И отвечал Сива: ослы для дома царского, для езды, а хлеб и плоды для пищи отрокам, а вино для питья ослабевшим в пустыне (Вторая книга Царств, 16:2).
Вода – вредна:
И стали копать все Египтяне около реки чтобы найти воду для питья, потому что не могли пить воды из реки (Исход, 7:24).
Только чудо может сделать плохую воду здоровой:
И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия (Четвертая книга Царств, 2:21).
Древнегреческие источники тоже весьма редко упоминают питьевую воду, за исключением конкретных указаний о пользе воды из горных источников. Гиппократ описывал три варианта “здоровой” воды – родники, глубокие колодцы и дождевая вода. Достаточно очевидно, что древние понимали опасность употребления воды из большинства других источников. И за это понимание наши предки заплатили высокую цену.
Напротив, алкоголь в вине и пиве убивал патогены. Понятно, что древние не знали механизма антисептического действия спирта, но это не мешало им наблюдать и делать выводы. Можно с уверенностью полагать, что люди всех возрастов на Западе и Ближнем Востоке пили именно вино и пиво, а не воду, в повседневной деятельности. Глиняные таблички вавилонян более шести тысяч лет назад приводили рецепты изготовления пива, сопровождая их иллюстрациями. Греческое слово “акратидзомай”, изпользуемое как “завтрак”, на самом деле буквально означает “пить неразбавленное вино”. Вполне возможно, что за завтраком древние греки макали хлеб в вино.
На Востоке цивилизация в этом отношении шла несколько другим путем. Там еще по меньшей мере 2000 лет назад в практику вошло кипячение воды, в первую очередь для приготовления чая. Это в значительной степени решало проблему обеззараживания воды и играло огромную санитарную роль. Была еще одна серьезная причина, почему спиртные напитки не привились на Востоке в такой степени, как на Западе. Эта причина генетическая – примерно у каждого второго азиата, то есть у половины “ориенталс”, в печени отсутствует фермент, необходимый для полной переработки алкоголя в организме. Поступивший с напитком этанол нормальным ферментативным путем быстро превращается в ацетальдегид, с этой стадией метаболизма спирта в печени все в порядке. А вот ацетальдегид, будучи довольно сильным ядом (на банке с ацетальдегидом в химической лаборатории – череп и кости), у половины “ориенталс” дальше не перерабатывается, приводя к отравлению организма. Это в свою очередь выражается в виде сильной аллергической и крайне неприятной реакции. Обычно первого урока достаточно для последующего отторжения организмом самой мысли выпить спиртного. У европейцев же ацетальдегид почти моментально перерабатывается в уксусную кислоту, или попросту в сильно разбавленный уксус, и далее в углекислый газ и воду, без каких-либо последствий при умеренном употреблении алкоголя.
Видимо, поэтому вино и пиво привились только в Западном полушарии. На Востоке пили в основном чай. Было и сакэ, но именно как выпивка, а не как повседневный напиток для утоления жажды.Эта цепь исторических и генетических обстоятельств привела к тому, что алкогольные напитки типа пива и вина в разных их вариантах (включая брагу, медовые напитки и прочие продукты ферментации) оставались повседневными питьевыми напитками на европейском и американском континентах вплоть до второй половины 19-го века.
Не нужно думать, что качество этих напитков, особенно в старые времена, хоть сколько-нибудь соответствовало современным лучшим, или даже ординарным сортам вина и пива. Уровень алкоголя в них был низким, а уровень уксуса и других органических кислот – высоким. В общем, это была бурда, говоря современным языком. Но эта бурда утоляла жажду, дольше хранилась в домашних условиях и при дальних переходах по пустынной местности или морем, и была относительно питательной. Опять же на современном языке, эта бурда имела относительно высокую калорийную ценность, и содержала много витаминов и микроэлементов.
Можно только догадываться, как вели себя в повседневной жизни тогдашние граждане, постоянно подпитывающие себя слабыми алкогольными напитками. Надо полагать, все они от мала до велика постоянно находились в состоянии легкого подпития, или, иначе говоря, “под мухой”. К утру трезвели, и опять принимали “на грудь”. И так каждый божий день.
Хотя стоит задуматься и о том, что такое состояние могло в некоторой степени спасать население от скуки повседневной жизни, поскольку то население отнюдь не было избаловано индустрией развлечений, сформировавшейся только относительно недавно. Помимо этого, спиртные напитки были, видимо, единственным средством анестезии при обычных болях и ранениях. Алкоголь служил основным анальгетиком в те времена. Рецепт приведен в Книге Притчей Соломоновых:
Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит о своём страдании (31:6,7)
[Сикер (церк.) – хмельной, пьяный, броженый напиток (В.И.Даль)]
Шумерские клинописи с изложением принципов фармакопеи, датированные примерно 2100 лет до нашей эры, известны как самые древние тексты, рекомендующие применение алкоголя для медицинских целей, хотя более древние египетские папирусы могли содержать подобную информацию, но не дошли до наших дней. Лечебная система Гиппократа описывала вина как средство почти от всех хронических и прочих болезней, а Александрийская школа медицины придерживалась концепции использования алкоголя для врачебных целей.
Хотя содержание спирта в алкогольных напитках древности было низким, древние, безусловно, знали о том, к чему приводит неумеренное потребление алкоголя. Призывы к умеренности пития содержались в ранних текстах на греческом, иврите и латыни, и проносились через века и тысячелетия. Ветхий Завет неоднократно напоминает о пагубности пьянства, тем самым проводя устами Бога и пророков его настойчивую мысль о воздержанности и умеренности пития, освященную религией. В Новом Завете Иисус со всей очевидностью санкционирует практику употребления алкоголя, чудесным образом превратив воду в вино. Тем самым, видимо, иллюстрируются хорошие качества вина по сравнению с плохими качествами воды. Вино лучше, чем вода, иначе зачем такое чудо?
Пиво в древности было напитком простого люда, в то время как вино – напитком более влиятельных особ. Виноградное вино получило распространение среди простых римлян только после столетия особо бурного расширения виноградников, которое закончилось примерно за тридцать лет до рождества Христова. Это расширение привело к резкому снижению цен на вино почти до нуля. Римская винодельческая культура пришла в упадок с падением Империи, но была унаследована католической церковью и ее монастырями, которые обладали достаточными ресурсами, чтобы поддерживать производство вин. На протяжении почти 1300 лет церковь владела лучшими и самыми крупными виноградниками, получая от этого немалую прибыль. В течение средних веков основным продуктом питания крестьян-земледельцев оставалось зерно, и из него же варили пиво. Из фруктов и ягод делали домашние вина. Иначе говоря, никакого принципиального изменения технологии производства низкоалкогольных вина и пива не происходило на протяжении примерно 7-9 тысяч лет. Ситуация изменилась с открытием дистилляции, перегонки спирта.
Перегонка спирта была изобретена арабскими алхимиками в 700-750 годах нашей эры. Кстати, “ал коол” по арабски означает “сущность материи”. Дистилляция принесла первое и наиболее значительное изменение стиля и последствий употребления спиртных напитков человеком с начала цивилизации. Естественная ферментация сахара в алкоголь дрожжами останавливается на уровне образующегося спирта при его концентрации 12-14 процентов. На этом уровне спирта дрожжи погибают. Простая дистилляция позволяет получать до 96 процентов спирта за счет того, что он кипит при температуре 78 градусов Цельсия, а вода, как известно, при 100 градусов. Таким образом, при кипячении водно-спиртовых смесей происходит обогащение паров этанолом, и конденсация паров обогащает полученный дистиллят алкоголем. При 96% спирта в воде образуется азеотропная смесь, которая перегоняется без разделения. Для получения спирта в концентрации до 100% необходимо дополнительно удалять воду другими способами.
Метод дистилляции спирта достиг Европы примерно в 1100 году, незадолго до нашествия татаро-монголов. По имеющимся сведениям, дистилляция алкоголя на европейском континенте впервые вошла в практику в Медицинской школе в Салерно, в Италии, поддерживающей связи с химиками Малой Азии. Отсюда оставался только шаг к увеличению крепости спиртных напитков добавлением этанола. Этот шаг привел к роковым социальным и прочим последствиям, которые в значительной степени ощущаются и в сегодняшнем обществе. Началась эра крепких спиртных напитков.
Сведения о перегонке спирта вкупе с практикой этого дела довольно быстро продвинулись из Италии в Северную Европу. Широкое распространение питьё крепкого, перегнанного алкоголя получило в период европейских эпидемий чумы в 14-м веке, особенно эпидемии “черной смерти” 1347-1351 годов. Хотя спирт был совершенно неэффективен в предотвращении чумы или излечения от нее, больные, напиваясь до бесчувствия, страдали в меньшей степени. Это делало спирт совершенно непревзойденным “лекарственным” средством того времени, средством, которое снимало боль и поднимало настроение. В те времена, когда чума выкосила две трети населения Европы в ходе жизни всего одного поколения, нетрудно было понять энтузиазм средневековых врачей в отношении крепкого алкоголя. Первая книга о дистилляции спирта вышла в 1500 году, ее автором был врач из Эльзаса Иероним Бруншвиг. Книга называлась “Liber de arte distillandi”.
После того, как чума отступила, выжившее население продолжало активно пьянствовать. Это можно описать как долгий континентальный запой, который продолжался вплоть до 17-го века, несмотря на очевидные негативные последствия пьянства и неоднократные попытки правителей ввести питиё хоть в некоторые рамки. В 17-м веке постепенно пришла мода на напитки на основе кипяченой воды – чай, кофе, какао. Это постепенно стало разрушать монополию алкогольных напитков как повседневное средство утоления жажды.
В 18-м веке в Англии стал нарастать религиозный антагонизм против употребления спиртного, в основном подпитываемый квакерами и методистами. Но он не получил народной поддержки. Пить воду из Темзы в те времена было столь же опасно для здоровья, как и из болезнетворных городских потоков в древние времена. Возбудители дизентерии, холеры и тифа, гнездящиеся в грязной питьевой воде, были главными и бесшумными убийцами гражданского населения вплоть до конца 19-го века. Граждане видели спасение в повседневном употреблении алкогольных напитков.
Только открытие того, что эти болезни вызываются микроорганизмами, и введение соответствующих санитарных мер, таких, как фильтрация воды и ее химическая обработка, в итоге привело к превращению питьевой воды в относительно безопасную. Это вкупе с религиозными призывами и общим образованием населения в отношении пользы здравоохранения и вреда алкоголизма постепенно привели к пересмотру значительной части граждан своих взглядов на алкогольные напитки. К этому следует отнести и признание многими того, что алкоголизм является болезнью.
Алкоголь сегодня – это эликсир празднования, релаксации тела и духа, и в то же время причина и средство массового разрушения здоровья, распада семей, ранней смерти. Положение о том, что алкоголь является частью культуры человечества, неотъемлемой частью его истории - может вдохновить одних и оскорбить других. Такова противоречивая природа алкоголя.
По материалам книги Анатолия Клёсова «ИСТОРИЯ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ С ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ»
Полная версия здесь http://www.pseudology.org/Klyosov/alcohol_history.htm
________________________
ПЗЫ!
ВОДКА!
Само слово «водка», известное с XVII столетия, скорее всего является производным от «воды», при этом в прежние времена для обозначения этого напитка использовались и другие термины: вино (хлебное вино), корчма или корчемное вино, куренное вино, горящее вино, жженое вино, горькое вино и др. В России, как принято считать, водку или, точнее, ее прообраз — крепкий напиток под названием aqua vitae (аква-вита в переводе с латыни — «вода жизни») — впервые привезли генуэзцы, направлявшиеся в Литву по торговым делам. Путь их пролегал через Москву, в которой иноземцы получили аудиенцию у князя Дмитрия Ивановича, прозванного за победу над монголо-татарами на Куликовом поле Донским. Будучи польщенными гостеприимством московского правителя, они подарили ему сосуды с упомянутым хмельным напитком. Но особого впечатления на наших предков этот продукт перегонки забродившего сока винограда не произвел. На Руси тогда отдавали предпочтение меду и пиву.
Прошло время, и в 1429 году аква-вита вновь была привезена в Москву иноземцами, на этот раз — в качестве универсального лекарства. При дворе тогдашнего правителя, юного князя Василия II Васильевича, который впоследствии в междоусобной борьбе с родственниками лишился зрения и был прозван «Темным», жидкость, по всей видимости, оценили, однако ввиду ее крепости предпочитали разводить водой. Очень вероятно, что идея разведения спирта, каковым в сущности и являлась аква-вита, послужила толчком к производству русской водки, но уже, естественно, из зерна, которым Русь была «зело богата». Как бы то ни было, в XV веке в монастырях Московской Руси начали производить зерновую русскую водку.
Уже в начале XVI столетия «горящее вино» повезли не в Россию, а из нее. Это был первый опыт русского водочного экспорта, которому позднее было суждено завоевать мир. Примечательно, что уже в конце XV века великий князь Московский и «государь Всея Руси» Иван III, отличавшийся прозорливостью и стратегическим мышлением, ввел государственную монополию на производство и продажу водки, равно как и на все прочие алкогольные напитки.
В 1533 году, как принято считать, в Москве был открыт первый «царев кабак» — питейное заведение, в котором продавались разные спиртные напитки, в том числе и водка. Во времена Ивана Грозного кабаки получили известное распространение, причем их посетителями были по преимуществу царские опричники, легко расстававшиеся с неправедно нажитыми деньгами. О московских кабаках упоминали в своих дневниках и путевых заметках иноземцы, посещавшие во второй половине XVI века Московию. Они даже называли эти питейные заведения «русскими тавернами». Кабацкий бизнес приносил государству немалый доход, поэтому и Рюриковичи, и Борис Годунов, и первые Романовы не только сохраняли государственную монополию, но даже ужесточали ее.
XVII век современники справедливо прозвали «бунташным», ведь это была сплошная череда народных возмущений, разного рода разбойных действ. Наряду с бунтами «медными», «соляными» и прочими, в то время вспыхивали и «кабацкие» бунты, вызванные неизбежными злоупотреблениями кабацких голов и их помощников.Порядок производства и продажи водки в России неоднократно менялся; система винных откупов, то есть право производить водку или торговать ею, платя при этом государству небольшой процент, сказочно обогатившая так называемых откупщиков, то вводилась, то отменялась. Петр I сочетал откупы с казенной продажей водки, стремясь обеспечить наибольшие поступления в казну. В Петровскую эпоху было положено начало династиям русских «водочных королей», заводчиков. В 1716 году первый Император Всероссийский предложил дворянскому и купеческому сословиям исключительное право заниматься винокурением на своих землях.
В середине XVIII века производством водки в России, наряду с казенными заводами, занимались дворяне-землевладельцы, хозяева разбросанных по стране поместий. Императрица Екатерина II, покровительствовавшая дворянскому сословию, пожаловавшая ему множество разных льгот, сделала винокурение исключительной привилегией дворян. Императорский Указа от 31 марта 1765 года разрешал «курить вино» только дворянам, при этом они были освобождены от налогообложения. Богатые купцы, нажившие свои состояния в те времена, когда в России производить водку мог любой — лишь бы платил «винокуренную пошлину» — пытались держать винокурни на паях с дворянами или вообще записывать их на подставных лиц. Однако правительство следило за соблюдением этой дворянской привилегии и немилосердно наказывало ослушников, конфисковывая такие предприятия.
Не приходится удивляться, что значительная часть водки производилась в помещичьих усадьбах, причем качество напитка было поднято на необозримую высоту. Производители стремились добиться высокой степени очистки водки, использовали для этого естественные животные белки — молоко и яичный белок.
Любопытно, что «домашние водки», в отличие от казенных, были преимущественно ароматизированными. В трижды перегнанный спирт добавляли воду и разные растительные ароматизаторы. А затем делали еще одну, (четвертую!) перегонку. Если верить свидетельствам современников, в дворянских усадьбах выставляли на столы графинчики с такими напитками, которые сегодня и вообразить невозможно! Изощренные гурманы считали делом чести иметь в кладовых водки, названия которых соответствовали всем буквам русского алфавита от «А»» (анисовая) до «Я» (яблочная). Вишневая и грушевая, ежевичная и желудевая, тминная и укропная, черемуховая и шалфейная… Какие только ягоды, корешки, семена древесных пород не использовали для ароматизации традиционного русского напитка! При этом едва ли не каждый поместный дворянин имел свою собственную, оригинальную марку водки, что называется «с изюминкой».
В XIX веке, начало которого ознаменовалось Отечественной войной 1812 года, российская казна оскудела, рубль подвергся инфляции, правительство же ввело государственную водочную монополию на большинстве территорий Российской империи, за исключением разве что Сибири, где бороться с произволом откупщиков все равно было бесполезно. Характерно, что после окончания Наполеоновских войн русская водка была высоко оценена во Франции, при этом ее уже воспринимали не просто как еще один экзотический напиток, а как нечто благородное и чистое, привнесенное во французскую жизнь победителями Бонапарта. В России же механизм производства и продажи водки продолжал меняться. В пореформенную эпоху сначала ввели акцизную систему, затем задумались о том, как лучше продавать хлебное вино. Если до 1885 года водка продавалась на вынос только ведрами (по 12,3 литра), то теперь получила развитие бутылочная торговля. (!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!)
Появление водки «Московской Особой» непосредственно связано с именем знаменитого химика Д.И. Менделеева. Ученый, в течение полутора лет искавший идеальное соотношение объема и веса частей спирта и воды, решил-таки эту задачу и опубликовал результаты своих исследований в докторской диссертации «Рассуждение о соединении спирта с водою». Выводы Д.И. Менделеева были по достоинству оценены и с успехом использованы в алкоголометрии и водочном производстве. В 1894-1896 годах был установлен государственный эталон на водку, введена государственная водочная монополия, постепенно распространившаяся на всей территории страны.Одни только запретительные меры, впервые примененные в период русско-японской войны 1904-1905 годов, достойны отдельного обстоятельного разговора. А «сухой закон», введенный 2 августа 1914 года правительством императорской России и фактически отмененный лишь в 1925 году Советской властью? Примечательно, что упомянутая выше водочная монополия привела к некоторому уменьшению пьянства, которое к началу XX века приобрело устрашающие масштабы. В немалой степени этому способствовало упорядочение торговли водкой — во многих губерниях она прекращалась в 8 часов вечера. Правда, это ограничение не распространялось на Петербург и Москву.
____________________________________
Все, вот теперь ушла пить )))