Липовый цвет
Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть
Лев Толстой
Люди, а за что вы готовы умереть?
Понимаю, что это вопрос гипотетический. Но давайте таки предположим? Это интересно.
Я сейчас как раз читаю очень располагающую к размышлениям книгу "Люди в концлагере" Бруно Беттельхейма. Там описывается механизм последовательного разрушения личности человека и низведения его до уровня буквально вещи, живущий отраженными желаниями, без воли и собственных устремлений. Что приводило к тому, что огромные массы людей не находили в себе ничего, за что стоило бороться и умирать. Даже собственная жизнь настолько теряла ценность, что человек под угрозой гибели был не способен на протест или сопротивление.
Лев Толстой
Люди, а за что вы готовы умереть?
Понимаю, что это вопрос гипотетический. Но давайте таки предположим? Это интересно.
Я сейчас как раз читаю очень располагающую к размышлениям книгу "Люди в концлагере" Бруно Беттельхейма. Там описывается механизм последовательного разрушения личности человека и низведения его до уровня буквально вещи, живущий отраженными желаниями, без воли и собственных устремлений. Что приводило к тому, что огромные массы людей не находили в себе ничего, за что стоило бороться и умирать. Даже собственная жизнь настолько теряла ценность, что человек под угрозой гибели был не способен на протест или сопротивление.
За мужа, например, сначала прыгну вниз башкой, если потребуется, а уже потом буду думать, нафига я это сделала. Если останется, чем думать, конечно.
И тем не менее, наверное, у каждой сложившейся личности уже есть какая-то шкала ценностей. Приоритеты? Понимание, до какой черты он хочет прогнуться? Насколько может - это, да, определяется практически.
Идеи, понятия, люди - тот предел, позади которого Москва, как грится. Отступать некуда.
Ну вот пример (по книге) - людям физическая гибель не угрожала. Их просто потихоньку ущемляли в правах, возможностях, как личность, как человека и т.д. Процесс был постепенным. И люди прогибались - раз, другой, третий, сто двадцать восьмой. Ну а что? Жизни ведь никто пока не угрожал, только имуществу и самооценке. А ради спокойной и привычной жизни, нажитого добра - потерпеть можно было.
Многие так думали и терпели
А до чего дотерпели?
До того, что люди их прогибающие решили - раз никто не шевелится, на баррикады не лезет, грудью на дзоты не бросается, значит мы можем ущемлять все сильнее и сильнее. И сильнее. До той поры, пока дело не дошло до прямой расправы над неугодными. Когда у этих ущемляемых не только имущество и права стали отбирать, но и жизнь.
А что ущемляемые?
А они в основной массе продолжили терпеть.
Потому как привыкли терпеть, не верили, не находили в себе сил и решимости расстаться с привычной жизнью, с имуществом, потому, что в результате своего терпения - потеряли реальный взгляд на вещи.
Вот как-то так.
Т.е. когда есть явная и резкая угроза для жизни - любой человек отреагирует.
Но вот если ее нет, как и четкого понимания человека до какой черты он готов прогибаться, поступательности в решениях - человек может просто не успеть отреагировать, когда потом будет что-то угрожать. Будет выработана привычка - терпеть и прогибаться. А потом аап, глаза откроются - и уже возможности сопротивляться не будет.
Вот какой-то такой смысл, что бывает если каждый раз подстраиваться под ситуацию.
Я не уверена, что согласна с таким взглядом.
Надо думать.
=Ливень=,
Ну и добавить нечего )))))
1)Мое дело, которым я буду продолжать заниматься, чтобы не случилось. Даже если у меня отберут ручку и бумагу, я буду продолжать сочинять и учить. Это такое маленькое поле свободы, которое позволяет сохранить разум и душу целыми.
2)Люди, с которыми я могу говорить глядя в глаза и в одну сторону, то есть мои близкие и значимые. И если их не будет в моей жизни, то мне будет очень и очень плохо.
3)Понимание, что жизнь одна, и если я позволю так обращаться с собой, то возможности переиграть и закрыть этот гештальт, может статься, больше никогда не будет. Плюс убеждение, что все в этой жизни я делаю для себя, потому что кровно в этом заинтересована, по своей воле и желанию, а не для кого-то и высоких идей.
А приоритеты, разумеется, есть. Это жизнь и благополучие семьи. На первом месте. Потом - по ситуации)
А вот свобода мысли, свобода чувств и передвижения она стоит того, чтобы умереть. Никто не смеет указывать другому человеку в таких вещах.
Не иначе как в свете последнего законотворчества на территории нашей страны.
Yarina_Arni,
С семьей понятно.
Опять же, вот читаю я книгу этого Беттельхейма и что? Вижу описание людей, которые и сами сгинули и семью свою за собой уволокли. Причем домочадцев любили и оберегали.
Но вот из-за того, что только прямую и непосредственную угрозу своей жизни (или жизни близких) - считали единственным фактом способным заставить подняться на открытую борьбу, потому и сгинули. Не заметили, как сгинули.
Если вдуматься - как страшно принимать такие решения, когда за тобой кто-то есть. Не смотря на то, что именно этот кто-то и способен сподвигнуть на ярое сопротивление.
Амелия Б.,
Ну... Два пункта из трех практически невозможно отнять ))
Renee,
Практика как раз показывает, что терпелка часто тянет до конца. Или заканчивается тогда. когда уже поздно. Или срабатывает вхолостую, бо привычка, метода мелких уступок, то и се...
Parijata,
Но ведь есть еще надежда, что кто-то сумеет спастись? С больше вероятностью, чем послушно идти под нож. Если такие уж большие массы, превосходящие числом противника.
Руна из ольхи,
Ууууу, какие крутые свободы. ))
Я серьезно.
Уничтожение личности строится на двух вещах: становлением в позицию жертвы и объективации, когда человеку морально словно забираются под кожу, и стараются вышвырнуть из тела живую душу, оставив только вещь. Причем, оно равнозначно калечит и палачей, и свидетелей, тех, кто был рядом и не смог помочь, потому что они испытывают те же чувства с обратным вектором и знаком.
Считаю, что они ничего не стоят без свободы выбирать. В том числе в каких конкретно рамках я хочу мыслить и чувствовать.
К примеру, в каком-нить тоталитарном государстве тоже можно быть свободным в чувствах и мыслях - в пределах заданных государством границ. Те самые рамки законов и общественных условностей, культуры...
В общем, думаю, мы поняли друг друга.
На ты можно.
и это свобода выбирать.
ППКС.
Вот горжусь тобой. Реально. До последнего. Зубами.
Да чего уж тут - так оно и есть. Человек способен на все. ))